темы WordPress скачать; блог программистов; русский WordPress на wp-docs.ru.

Адаптация ребенка в детском саду

Чтобы все были довольны, или первые шаги к детскому саду!

Наш ребенок пошел в детский сад, – радуются родители, гордясь, что ребенок стал уже «большим».

Однако довольно часто родителей ждет разочарование. Малыш не разделяет радости родителей, отказывается ходить в детский сад, начинает часто и подолгу болеть, а иногда рассказывает очень «странные» истории о воспитателях и сверстниках, об организации режима дня и питании. Чем больше Вы задаете вопросов ребенку, тем больше возникает недоумения.

Что же делать в данной ситуации? Почему ожидания не оправдались?

Давайте, вместе с Вами попробуем разобраться в возникающих проблемах.

Первое, в любом возрасте на изменение привычных условий жизнедеятельности у человека возникают определенные реакции организма как на биологическом, так и на психологическом уровнях. В науке приспособление организма к новым или изменяющимся условиям жизнедеятельности называется адаптацией. Во многих семьях желание родителей отдать ребенка в детский сад не совпадает с желаниями ребенка. Следовательно, чтобы добиться своей цели родители должны постараться подготовить своего малыша к детскому саду. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что в данной ситуации возраст ребенка не имеет особого значения. Сначала, на подготовительном этапе, обратите внимание малыша на детский сад, передайте свое положительное отношение к этому учреждению, расскажите, что детям в детском саду интересно, весело. Дети много играют друг с другом, узнают много нового о растениях, животных, помогают взрослым ухаживать за комнатными растениями. Понаблюдайте вместе с ребенком за прогулкой детей в детском саду. Затем, сходите вместе с ребенком на день открытых дверей в детском саду – это позволит познакомить малыша с территорией детского сада, с групповыми комнатами. Обратите внимание на оформление помещений детского сада. Познакомив ребенка с детским садиком, Вы избавите его от страха неизведанного, снимете излишнюю тревожность.

Дома постепенно настраивайте ребенка на детский сад, каждый раз подчеркивая все новые и новые положительные стороны. Не допускайте в присутствии ребенка отрицательных высказываний о детском садике или сомнений по поводу организации и содержания деятельности педагогического коллектива. Ваша тревога и недоверие могут быть «присвоены» малышом.

Вот и пришел долгожданный день – надо вести ребенка в детский сад. А еще лучше идти вместе с ним. По согласованию с воспитателями, Вы имеете право на первых порах быть вместе с ребенком непродолжительный период времени. Не старайтесь оставить малыша в детском саду сразу на целый день! Это может привести к плачевным результатам – полному отказу от посещения детского сада. Включайте своего ребенка в новую жизнь постепенно, не торопитесь! Вы вместе с педагогами группы увидите, когда ребенок уже готов полностью погрузиться в новую для него жизнь.

Второе, малыш спокойно пошел в детский сад, но через неделю заболел. Потом снова начал ходить в детский сад и снова заболел. При этом, сначала мы склонны думать, что ребенок заражается от кого-то в группе, затем, «грешим» на воспитателей. Но жизнь становится невыносимой: ребенок чаще болеет и детский сад остается в прошлом. Периоды болезни с лихвой перекрывают периоды посещения детского сада. Вы знаете, что хронические болезни и пороки развития отсутствуют, а ситуация ухудшается – то отравление, то простуда, то кашель и пр. Многие специалисты говорят «Ваш ребенок не детсадовский». Всегда ли стоит мириться с таким заключением или все же стоит побороться с возникшей проблемой? На наш взгляд, побороться. Если в детский сад могут ходить не все дети, то в школу ребенок должен пойти и в определенный момент времени. Зачем откладывать решение данной проблемы.

Чаще всего такие частые проявления болезни у ребенка, который попал в новые условия жизнедеятельности можно отнести к психосоматическим проявлениям. То есть психические переживания, связанные с новым коллективом, с отсутствием мамы и пр., которые ребенок не может выразить словами, отражаются на состоянии здоровья малыша. Этот механизм возникновения порочного круга болезней, в очередной раз доказывает необходимость постепенного введения ребенка в новую жизнь группы, с обязательным присутствием близкого человека рядом.

Третье, сопротивление малыша посещению детского сада может выражаться в неправдоподобных историях о детях, воспитателях и пр. Несомненно, если у Вас появились вопросы, лучше в спокойной, миролюбивой форме задать их педагогам группы, обратиться за консультацией к педагогу-психологу. Но, если все же в рассказах ребенка просматривается богатое воображение, то чаще всего это свидетельствует о его нежелании ходить в детский сад. Такое поведение встречается не так часто, но оно требует особого внимания к подрастающему поколению.

В заключении хотелось бы отметить, что процесс приспособления к новым условиям зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от грамотной организации педагогами взаимодействия с ребенком, а также от Вашего настроя, терпения и внимания к проблемам ребенка, дорогие родители!

 

             Психологическая подготовка.

Чтобы ребёнок легче адаптировался в саду, проведите первичную подготовку:

►не отбивайте у него охоту общаться с детьми;

►если гуляете с ним во дворе  —  постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере пока нет открытого конфликта);

►подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсудите дома (попросите ребёнка рассказать другому родителю о прогулке – заодно и речь потренируете);

►опять же – не отгораживайте ребёнка от реальной жизни. Развивайте его помехоустойчивость, создавайте ему время от времени своего рода безопасные трудности ( например, иногда над ребёнком можно подтрунивать – добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная). Во всяком случае, научите малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией;

►научите ребёнка говорить «нет», особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Приучите ребёнка сообщать вам о ЛЮБОМ случае, когда кто-то его просил о чём-то «папе с мамой не говорить»- за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать. Вообще ребёнка нужно учить думать. Вот тогда это будет личность, и тогда садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и ко взрослой жизни вообще!