темы WordPress скачать; блог программистов; русский WordPress на wp-docs.ru.

Субботина Ольга Алексеевна

Субботина Ольга Алексеевна

воспитатель первой квалификационной категории

 

«Влияние утренней гимнастики на физическое развитие дошкольников»

Известно, что дети по своей природе чрезвычайно энергичны и подвижны. Ребенку трудно сидеть неподвижно, его утомляет однообразие. Когда ребенок ничем не занят, он начинает бегать, возиться, шуметь. Родители нередко удивляются, откуда у него столько энергии. Целый день в движении и не устает. «Сядь, посиди спокойно!» — говорят они, упуская из виду, что ребенок может быть утомлен не столько движением, сколько бездеятельностью. Быть постоянно деятельным — естественное состояние растущего организма.

Почему движения, игры, физические упражнения являются его насущной потребностью?Ответ на этот вопрос дал знаменитый русский ученый-физиолог И.М. Сеченов, установивший закон развития живых организмов. Этот закон гласит: «Функция творит организм, т.е. действуя, функционируя, организм развивается, при бездействии слабеет, чахнет».

Когда ребенок усиленно двигается — бегает или прыгает, то усиливается приток крови к мышцам. От физических упражнений укрепляются мышцы, становятся более упругими, сердце становится более сильным, выносливым. Таким образом, благодаря движениям укрепляется весь костно-мышечный аппарат.

Способствуя общему укреплению организма, движение одновременно влияет на укрепление нервной системы. А это очень важно, т.к. дети дошкольного возраста нередко неуравновешенны, легко возбудимы. Чтобы растущий организм нормально развивался, ему необходима постоянная тренировка. При недостатке движений физическое развитие задерживается, ребенок ослабевает, чаще подвергается всевозможным простудным и другим различным заболеваниям.

День ребенка всегда должен начинаться с утренней гимнастики. Во многих семьях взрослые делают гимнастику под музыку. Могут ли к ним присоединиться дети дошкольники? Конечно, нет. Упражнения, предназначенные для взрослых, в большинстве случаев, трудны и утомительны для детей.

Для дошкольников подбирается специальный комплекс гимнастических упражнений, предусматривающий его физиологические потребности и возрастные особенности. Утренняя гимнастика дает эффект тогда, когда она проводится не от случая к случаю, а ежедневно.

 Кроме оздоровительного, утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. Не зря утреннюю гимнастику называют «Зарядкой». Она создает настрой на весь день: бодрое настроение, поднимает жизненный тонус, приводит организм ребенка в состояние работоспособности

 Как проводить утреннюю гимнастику, чтобы она дала положительные результаты?

Перед тем, как ребенок встает с постели после сна, хорошо проветривайте комнату. Весной и летом гимнастику проводите при открытых окнах, а по возможности — прямо на воздухе.

Прежде всего, подобранные упражнения должны быть доступны детям. Чтобы ребенку упражнения были интересны, можно придать им некоторую образность. Например, поднимание рук в стороны и опускание вниз можно связать с образом летающих птиц, или машущих крыльями бабочек, приседание с постукиванием пальцами о колени или пол (образ клюющих птиц).

Подскоки, бег можно сопровождать стихотворениями, например:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь.

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой.

  (А.Барто)

Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразными и охватывать основные группы мышц (шеи, плечевого пояса и рук, спины, живота, ног). Такие упражнения не утомительны, т.к. при их выполнении одни группы мышц работают, а другие в это время отдыхают.

Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в конкретном, четком показе. Ребенок дошкольного возраста лучше успевает делать то, что непосредственно видит. Гимнастика начинается с ходьбы, лучше в сопровождении музыки или музыкального инструмента. Во время ходьбы предлагать ребенку различные упражнения. Так, например, для предотвращения плоскостопия следует давать корригирующие упражнения (ходьба на носках, ходьба на пятках, на внешней стороне стопы).

Предложите ребенку небольшую пробежку, после которой перейдите снова на ходьбу. А затем проведите с ним несколько упражнений. Во время выполнения упражнения обязательно контролируйте дыхание ребенка. Делается это очень просто: на выдохе при сужении грудной клетки предложите произнести какое-нибудь слово или звук (вниз, ш-ш-ш).

Ребенок, который систематически занимается утренней гимнастикой бодр, весел, способен играть.