темы WordPress скачать; блог программистов; русский WordPress на wp-docs.ru.

Терентьева Жанна Владимировна

Терентьева Жанна Владимировна учитель-логопед
высшая квалификационная категория
Консультация для родителей на тему:
«Игры для закрепления поставленного звука»
Автор - составитель: учитель-логопед Терентьева Ж.В.
Уважаемые родители!
Если Вы читаете эту консультацию, значит Вы – родитель неравнодушный к проблемам развития и воспитания детей. А это – одна из важных составляющих успеха в овладении Вашими детками необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Ни для кого не является секретом, что научить ребёнка тому, что его не интересует, очень
сложно. Поэтому для достижения результатов нужно ребёнка заинтересовать.
Эффективность занятий с ребенком дома, во многом зависит от того, насколько удастся превратить однообразную работу над закреплением звука в совместную и занимательную игру.
С помощью игры вы сможете вовлечь ребёнка в занятие незаметно, ненавязчиво. Ребёнок даже не обратит внимания на то, что на протяжении игры решается основная задача – закрепление правильного произношения поставленного звука.
Хочу предложить вам несколько интересных и часто используемых игр, направленных на
закрепление звука. Такие игры целесообразно использовать непосредственно во время
автоматизации звука.
Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефективного произношения. При автоматизации звука в речи – закрепляется новый правильный звук.
Последовательность автоматизации: слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты, стихотворения, скороговорки, самостоятельная речь.
1. «Кнопки»
Предлагаем малышу давить пальчиком на кнопки (нарисованные круги, квадратики или
прямоугольники; можно ещё использовать кнопки игрушечного телефона) и одновременно произносить слог или слово с поставленным звуком. Сколько нажатий, столько и повторов.
2. «Мячик»
Произнося слова, ребёнок перекатывает или передаёт взрослому мячик небольшого размера (можно взять шарик от пинг-понга).
3. «Забор»
Малыш рисует вертикальные линии (можно выкладывать счётные палочки) и параллельно
проговаривает слоги и слова.
4. «Узор»
Ребёнок выкладывает поочерёдно фигурки (например, из мозаики) с одновременным
проговариванием слогов или слов.
5. «Кубик»
Нужно бросить кубик, а затем произнести слог или слово столько раз, сколько точек выпало на боковой грани кубика.
6. «Бусы»
Ребёнок проговаривает речевой материал, при этом перетягивает крупные бусины или
пластмассовые шарики, которые нанизаны на леску или нитку.
7. «Здравствуй, пальчик»
Пальчики поочерёдно здороваются с большим пальцем. При касании нужно произнести слог или слово со звуком. Касания нужно выполнять сначала правой рукой, потом – левой, и затем – обеими руками одновременно.
Самое важное для вашего ребенка то, что вы искренне интересуетесь совместными речевыми играми и радуетесь его успехам. Я убеждена, что занимаясь и играя каждый день со своим ребёнком, вы непременно найдёте свои интересные решения.
Желаю успехов!
Отвечает Логопед

Ответы на часто задаваемые вопросы родителей малышей 2 — 3 лет

Доброго Вам времени суток, уважаемые родители!

Если Вы держите в руках эту консультацию, значит Вы — родитель неравнодушный к проблемам развития и воспитания детей. А это — одна из важных составляющих успеха в овладении Вашими детками необходимыми знаниями, умениями и навыками в раннем возрасте.

Я работаю учителем-логопедом с 2003 года. За это время, встречаясь с родителями детей, отвечая на их многочисленные вопросы, у меня накопилась своеобразная, своего рода мини библиотека наиболее популярных вопросов родителей. И как оказалось, родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен быть у малышек?», «Что делать, если ребенок не говорит?», « Что делать, если ребенок отвечает вопросом на вопрос?», «В речи ребенка появились запинки- что делать?».

На некоторые из вопросов я постараюсь ответить в этой консультации. Я думаю, что она поможет разобраться Вам в проблемах развития речи малышек.

Надеюсь, что все рекомендации, советы и упражнения помогут Вам в нелегком, но интересном труде – развитии своего малыша.

Проблема: «В специальной литературе я читала, что хорошая речь зависит от того как развит артикуляционный аппарат ребенка. Что такое артикуляционный аппарат? Как я сама смогу помочь малышу развивать его в домашних условиях?»

Ответ: В артикуляционный аппарат входят губы, зубы, язычок, мягкое небо, твердое небо, мышцы глотки, щек, нижней и верхней челюстей — все то, что помогает человеку совершать артикуляцию, то есть образование звуков. При произнесении звуков и движения всеми перечисленными органами мы совершаем разные. Действительно, от того как развит этот аппарат часто зависит то, как ребенок произносит звуки речи. Пока ребенок маленький, можно поиграть с ним вместе язычком: попросить его облизать губки, дотянуться языком до носика, потянуть его вправо- влево, опустить вниз, широко улыбнуться, вытянуть губки вперед. Если вы видите, что эти упражнения малыш делает с большим трудом, обратитесь к специалисту, он проверит состояние подъязычной уздечки малыша. Сделать это может логопед или стоматолог- хирург. Чаще вносите в рацион питания малыша фрукты, твердые овощи, мясо, ведь мышцы артикуляционного аппарата должны работать! Помните о том, что состояние артикуляционного аппарата влияет в основном на звукопроизношение, а не на состояние словарного запаса! В 2-3 года его звукопроизношение только начинает формироваться! Он может искажать звуки речи, неправильно произносить их, заменяя другими звуками, либо вообще выпускать из слов. Для малыша 2-3 лет- это норма. Насторожить Вас должно то, что к трем годам малыш не говорит вообще или говорит совсем мало. Помните о норме. К трем годам запас слов должен быть 1200-1500 слов. Если Вы видите резкую разницу с возрастными нормативами, обратитесь к специалистам!

Проблема : Слышала, что развитие пальчиков влияет на речь малыша. Так ли это? Что мы можем делать с моим ребенком дома для развития пальчиков?

Ответ : Действительно, развитие пальцев рук влияет на речь малыша. Еще в древности говорили: «Наш ум находится на кончиках пальцев». Все потому, что в головном мозге зоны, отвечающие за речь, находятся рядом с зонами, отвечающими за ручную умелость. Стимуляция, развитие пальцев рук положительно влияет и на речь малыша. В домашних условиях можно:

собирать с ребенком пазлы, мозаику;
предложить ему почистить сваренные яйца, картофель;
попросить найти край скотча;
скомкать газету или бумагу и набить ею обувь, убираемую на хранение;
перебрать на кухне крупу (лучше приготовить заранее гречку и фасоль и попросить выбрать фасоль из гречки);
для рисования покупать восковые мелки и карандаши, а не фломастеры, ведь для получения яркой линии нужен хороший нажим. Придется потрудиться!
Учите малыша застегивать пуговицы, шнуровать, аккуратно перелистывать страницы книги, лепить из пластилина.
Все перечисленные упражнения не только окажут благотворное влияние на речь малыша, они будут первым этапом в подготовке малыша к письму. Ведь правильно держать ручку и карандаш — умение необходимое и очень важное и в детском саду и конечно же в школе!